Головна Аналітика Подростки и ответственность

Субота, 22 жовтня 2011, 21:53

Ответственность несовершеннолетнихИзменения, происходящие на современном этапе развития украинского государства в политической, экономической и социальной сферах, а также духовно-нравственные трудности современной жизни стали фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения. Снижение уровня жизни, увеличение количества неблагополучных семей, потеря моральных ценностей привели к тому, что подростки зачастую "вытесняются" на улицу, следствием чего становится невиданный рост преступности среди несовершеннолетних. Эта статья направлена на обоснование необходимости снижения общего возраста, с которого может наступать административная ответственность, выявление причин и условий совершения правонарушений несовершеннолетними, а также выработка рекомендаций по совершенствованию административно-деликтного законодательства и его применения, в частности о целесообразности введения дополнительных мер воспитательного воздействия к лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Согласно ст. 12 Кодекса Украины об административных правонарушениях административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Однако данные статистики позволяют сделать вывод, что с каждым годом количество административных правонарушений, совершаемых указанной категорией лиц, увеличивается. Так, согласно статистическим данным Государственной судебной администрации, в первом полугодии 2010 г. по сравнению с первым полугодием 2009 г. количество несовершеннолетних, в отношении которых были применены меры воздействия, предусмотренные ст. 241 КУоАП, выросла на 60,3% и составила 13,8 тыс. человек, тогда как показатель за аналогичный период 2009 г. был значительно меньше и составлял 8,3 тыс. человек.

Хотя ч. 2 ст. 13 КУоАП и предусматривает, что несовершеннолетние 16-18 лет за отдельные виды административных проступков несут ответственность на общих основаниях, однако и в этих случаях с учетом характера совершенного нарушения и личности правонарушителя к указанным лицам могут быть применены меры воздействия, предусмотренные ст. 241 КУоАП. Это, безусловно, является негативной тенденцией, поскольку несовершеннолетний нарушитель фактически избегает наказания, в результате чего у него появляется ощущение вседозволенности, и, как следствие, несовершеннолетний совершает новые, общественно вредны правонарушения.

Вот почему именно в этом возрасте важно заложить основы, которые побуждали бы несовершеннолетнего уважать, соблюдать и не нарушать нормы права. Однако прежде всего следует выявить, какие именно причины подталкивают эту категорию лиц к совершению административных правонарушений.

Во-первых, значительная часть конституционных прав имеет скорее декларативный, чем практический характер. Это привело к тому, что законодательство о правах ребенка частью не реализуется, если не нарушается. Ухудшение экономического и социально-демографического положения в государстве доказали не только ее бессилие в решении проблем несовершеннолетних, но и то, что сегодня дети оставлены один на один со своими проблемами, методы и пути решения которых они выбирают самостоятельно. Прямое следствие этого - увеличение количества несовершеннолетних лиц, которые в своем поведении находятся вне нравственных и правовых норм и позже становятся объектом наблюдения правоохранительных органов.

Во-вторых, не менее важной причиной совершения правонарушений является быстрая акселерация подростков. Поскольку в основу установления возраста, с которого может наступать ответственность, возложенные возрастные границы социализации несовершеннолетних, ученые выделяют три группы подросткового возраста, из которых особый интерес представляет именно вторая (14-15 лет). Именно в этот период происходит интенсивное физическое и психологическое развитие несовершеннолетнего. Он начинает понимать и объективно оценивать общественную опасность тех или иных действий. Психолог Тарарухин считает, что ускоренное физическое, половое и интеллектуальное развитие современных подростков создает возможности для более быстрого усвоения социальных норм и ответственности за совершение правонарушений. Предложение по снижению возраста административной ответственности обосновывается также данными психологии. Так, педагоги и психологи считают: если раньше подростковым возрастом считался возраст от 12-13 до 16 лет, то в наше время подростком следует считать лицо до 14-15 лет.

Дополнительным аргументом в пользу целесообразности снижения возраста административной ответственности является устарелость действующего КУоАП, который был принят в конце 80-х годов ХХ века, во времена Советского Союза, когда были совсем другие приоритеты и ценности. Хотя с действующий КУоАП внесли немало изменений, общая часть все же не претерпела существенных преобразований. В частности, это касается возраста, с которого может наступать административная ответственность. При создании КУоАП ученые-правоведы руководствовались условиями, существовавшими в то время, когда функционировало немало культурно-оздоровительных учреждений, соответствующих организаций, занимавшихся работой с молодежью, когда проводилась идеологическая и пропагандистская работа. Кроме того, было налажено взаимодействие между социальными организациями и милицией. Большинство инспекторов милиции по делам несовершеннолетних имели педагогическое образование. Молодежь активно привлекали к "общественно полезному труду", а также к членству в общественных формированиях по охране общественного порядка. Перечисленные условия лишний раз убеждают в необходимости внесения кардинальных изменений в КУоАП, который должен соответствовать реалиям.

В-третьих, еще одной причиной правонарушений являются современные условия жизни общества, при которых быстрыми темпами развивается наука и техника, в частности сеть Интернет, телевидение и радио. Именно из этих продуктов информатизации населения несовершеннолетний получает негативную информацию, которая пропагандирует насилие, беззаботность и другое (с точки зрения традиционной морали) негативное поведение.

Следует подчеркнуть еще на одной мотивации к противоправному поведению, а именно на влиянии и доминировании негативных стереотипов поведения в молодой среде (различных антисоциальных течениях, движениях, "бандитской романтике", "наркотической" субкультуре), благодаря которым эта категория лиц начинает находить поддержку в компаниях сверстников. Довольно часто такие компании являются проблемными с точки зрения законопослушности, в результате чего можно наблюдать немало случаев уличного насилия.

Указанные причины являются лишь подтверждением того, что действующая статья КУоАП, которая устанавливает ответственность за административный проступок, является устаревшей и неэффективной. Даже действующий Уголовный кодекс Украины предусматривает уголовную ответственность с 14 лет за некоторые тяжкие преступления. Поэтому целесообразно уменьшить общий возраст, с которого может наступать административная ответственность, до 14 лет. Это позволит сразу установить ответственность за все правонарушения, предусмотренные КУоАП, и избежать постоянного внесения изменений в случае распространения нового правонарушения среди подростков или определения его таким, который имеет повышенную общественную вредность.

Поскольку действующее законодательство имеет целью не наказать несовершеннолетнего правонарушителя, а предупредить совершение им нового проступка и воспитать его, кроме снижения возраста административной ответственности целесообразно расширить количество мер воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним.

Да, не мешало бы установить особые требования к поведению несовершеннолетнего (например, запрет посещать определенные заведения и места, запрет использовать определенные формы досуга, ограничение пребывания вне дома после определенного часа).

Будут эффективными и такие меры воздействия, как возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста и имеющего имущество, обязанности возместить причиненный имущественный ущерб, а также выдвижения требования к лицу-правонарушителю вернуться к образовательному учреждению или трудоустроиться с помощью специального государственного органа. Все перечисленные ограничения должны защитить подростка от вредного влияния микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.

Также, по мнению ученого Ковальчука, учитывая такие негативные социальные явления, как алкоголизм, наркомания и токсикомания среди несовершеннолетних, следует дать суду (судье) возможность применять к подросткам-правонарушителям еще одну воспитательную меру - направление в центры медико-социальной реабилитации. Сейчас Законом «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних" предусмотрено, что вопрос о пребывании несовершеннолетнего в соответствующем центре рассматривает только руководство центра на основании просьбы, поданной родителями или опекунами с согласия несовершеннолетнего.

Указанные, а также предусмотренные ст. 241 КУпАП меры воздействия целесообразно было бы закрепить в отдельной главе Общей части КУоАП, который следует полностью посвятить особенностям ответственности несовершеннолетних, мерам воздействия и взысканием, которые могут быть применены в случае нарушения административного законодательства этой категорией лиц.

Итак, административные проступки, которые являются самым распространенным видом деликтов среди несовершеннолетних, составляют негативное социальное явление, а потому к этому виду ответственности с каждым годом привлекают все больше подростков, снижение возраста ответственности и введения дополнительных мер воздействия позволят в будущем избежать рецидива проступков и даже более тяжких правонарушений - преступлений.

Тарас ПАСЬКО | Правовий тиждень № 40-41, 20 октября 2011 | http://www.legalweekly.com.ua/